100 лет государственной архивной службе России
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 
 

Электронный архив
Уважаемые посетители!
Для входа в Фондовый каталог
необходимо использовать
следующую учетную запись:
Пользователь Гость Пароль 123
 
 

Календарь публикаций

Легендарный «Танкоград»

Челябинский Тракторный завод в свое время был самым большим подобным предприятием в мире.

В 20-е годы XX века в молодом Советском государстве не было налажено производство тракторов. Лишь в Харькове выпускали незначительное количество «Коммунаров». Необходимо было срочно наладить масштабное производство тяжелых тракторов, и в 1929 году Совет народных комиссаров принял постановление о строительстве на Урале тракторного гиганта. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед», создавшей знаменитый завод Генри Форда. В американском Детройте было организовано специальное проектное бюро «Celyabinsk tractor plant», где над генеральным планом ЧТЗ трудились 12 американских и 40 советских специалистов. Проект учитывал последние достижения в области тракторостроения.

Всего через три года огромный завод уже начал выдавать готовую продукцию. Весной 1933 года на ЧТЗ был выпущен первый гусеничный трактор «Сталинец-60», прототипом которого был американский «Caterpillar 60». По плану завод должен был выпускать 40 тысяч тракторов в год. В 1937 году ЧТЗ получил Гран-при на международной промышленной выставке в Париже.

В 1936 году семь челябинских тяжелых машин, которыми управляли южноуральские специалисты, спасли от голода целый город Якутск. Тот год был особенно морозным и три корабля, пытавшиеся доставить в Якутск продовольствие и предметы первой необходимости, буквально вмерзли в реку. Спасать сибиряков отправилась южноуральская техника. Семь челябинских тракторов прошли по суровой сибирской земле почти 2000 километров, добрались до заблокированных кораблей и на специально снаряженных санях доставили продукты в голодающий город. В 1955 году челябинские трактора стали первопроходцами, принимавшими участие в первой экспедиции в Антарктиду.

Самый главный подвиг ЧТЗ совершил в годы Великой Отечественной войны. Почти четыре года завод работал круглые сутки. Гигантское предприятие приросло еще семью эвакуированными заводами (в том числе крупнейшими Харьковским и Ленинградским) и превратилось в настоящий Танкоград. Именно так — Танкоград — и называли в годы войны Челябинск. Южный Урал давал 40 % всей военной продукции страны; заводы поставляли 60 % средних и 100 % тяжелых танков.

Город стал настоящим центром оборонной промышленности СССР:

с 1941 по 1945 год в Челябинске размещались Наркоматы танковой промышленности, боеприпасов, среднего машиностроения электростанций, вооружений. Город стал символом уральской стойкости духа, надеждой и оплотом всей страны, которая ковала победу над врагом.

В Челябинске работало и конструкторское бюро, создававшее новые виды вооружения. Здесь было создано 13 типов новых танков и САУ. С развернутого в начале войны производства тяжелых танков КВ ЧТЗ перешел на выпуск знаменитых Т-34, а позже — ИС. Именно в Челябинске был создан ИС-2, который был признан одним из сильнейших в то время на планете. Танки ИС сыграли значительную роль в боях 1944-1945 годов.

Еще один успех челябинских инженеров — создание первого в мире конвейера тяжелых танков. Это позволило увеличить темпы поставки боевых машин на фронт и стало важным фактором в победе над фашистской Германией.

После войны огромное количество танков и тягачей челябинского производства нашли себе пристанище на постаментах в России, странах СНГ и Восточной Европы. Даже на северном склоне Эльбруса, где проходил высокогорный фронт Великой Отечественной, на двухкилометровой высоте стоит обелиск, в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, служившего на войне тягачом. На главной площади Тракторозаводского района Челябинска установлен танк ИС-3.

Передовым предприятием ЧТЗ оставался и после войны.

В 1983 году здесь был собран первый в мире сверхмощный, энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки тяжелых мерзлых и скальных пород без использования взрывчатки. А год спустя был выпущен миллионный трактор Челябинского тракторного завода.

В 1990 году челябинский бульдозер Т-800 был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире.

На сегодняшний день ЧТЗ — один из немногих в России заводов, конструирующих современные тракторы.

 

А.А. Первухин

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 20 июня, 2017 [02:46]
Дата изменения: 20 июня, 2017 [02:46]
Яндекс.Метрика